Модератор: Азбука_для_родителей

10 «глупых» вопросов про Аутизм

Непрочитанное сообщение ЖаннаПротас » 29 апр 2019 21:40

10 «глупых» вопросов про Аутизм
– Что такое аутизм?
Аутизм – это расстройство, у которого много разных симптомов. Нарушение развития проявляется в трудности в общении, ограниченности интересов и повторяющемся поведении.
Про таких детей говорят, что у них «рваное развитие»: в каких-то навыках ребенок может даже в чем-то опережать сверстников, а в чем-то очень отстает. А еще у людей с расстройствами аутистического спектра бывает высокая тревожность, сложности со сном, они быстро утомляются, могут не выносить громких звуков, резких запахов или прикосновений и так далее.
– Можно ли вылечить аутизм?

Аутизм не болезнь, а расстройство, и это значит, что, в отличие от болезни, его «вылечить» нельзя. Не существует волшебной таблетки. Но врачи могут помочь облегчить видимые симптомы и скорректировать сопутствующие нарушения.
Чем раньше будет оказана комплексная, эффективная помощь, тем легче ребенок адаптируется в обществе.
Диагностика аутизма сейчас возможна уже начиная с 2 лет, и диагноз не ставит крест на будущем малыша, а означает, что ребенку нужна помощь, а семье – поддержка. Основная помощь для ребенка с аутизмом – психолого-педагогическая.
– Правда ли, что это какой-то ген гениальности?
Исследования и статистика показывают, что процент гениев среди людей с аутизмом не выше, чем среди всех прочих. Завышенные ожидания вредят получению своевременной эффективной помощи. Не стоит заблуждаться и навешивать ярлыки, как со знаком плюс, так и со знаком минус.

– Передается ли аутизм по наследству? Правда, что причина – прививки?
–Мы до сих пор не знаем причин возникновения аутизма, но человечество продолжает упорные поиски. Сегодня самые масштабные научные исследования проводятся в США.
Научные исследования показывают, что наследственность играет очень большую роль. Это могут быть как переданные через поколения, так и новые мутации, поэтому предсказать появление ребенка с аутизмом сложно.
Но генетика – это еще не все. Под влиянием разных стрессовых факторов: психологических, или физических, или физиологических, или иммунологических, аутизм может начать развиваться, или усугубляться. Но эти факторы всего лишь запускают механизм, в котором уже есть поломка.

– Можно ли заразиться аутизмом?
Воздушно-капельным путем аутизм не передается. Заразиться, конечно, нельзя.

– Правда ли, что дети с РАС рождаются в неблагополучных семьях?
Был миф и противоположный, что такие дети рождаются только в семьях «ботаников», ученых, интеллигентов. Но нет, и это тоже не правда. Исследования показали, что социальный статус семьи на вероятность рождения ребенка с аутизмом не влияет никак.
Такой ребенок может появиться в любой семье, независимо от социального слоя, образа жизни, этноса, веры, культурных привычек и наличия других, совершенно здоровых детей.

– Можно ли обучать вместе детей с аутизмом и без?

Все дети должны учиться. И лучше всего – учиться вместе. «Инклюзия» – это создание таких условий, при которых всем детям, и с инвалидностью, и без будет комфортно учиться вместе, где применяется гибкий и индивидуальный подход ко всем детям, независимо от наличия или отсутствия диагноза, а работают не с диагнозом, а с ребенком, окружающей его средой, всеми детьми и взрослыми (сотрудниками ли школы, или родителям других детей).
По закону сейчас такой подход должен быть в каждом образовательном учреждении.

– Есть ли у детей с аутизмом будущее? Может ли человек с аутизмом жить самостоятельно?

Если верить в любого ребенка, у него все получится, и будущее у него есть. Дети с РАС – не исключение. Разные люди с аутизмом нуждаются в разной поддержке. Небольшой процент может жить и совершенно самостоятельно: учиться, работать, завести семью.
Всемирно известны такие люди как Стивен Шор, Темпл Грандин, Робин Стюарт и многие другие.
– Поменялось ли отношение общества к людям с аутизмом за последние, скажем, 10 лет?

Еще 10 лет назад сложно было представить, что наши дети пойдут в общеобразовательные школы, и что будут появляться новые инклюзивные проекты во всех сферах жизни, так увеличится и количество людей, понимающих что такое аутизм, и количество специалистов, умеющих работать с такими детьми.
На проблему аутизма обратило внимание государство. И возникло множество помогающих организаций, в том числе, состоящих из родителей таких детей.

– Зачем нужен специальный день в календаре?
Это не один день, а целый месяц. Весь апрель традиционно считается месяцем информирования об аутизме, но самый известный из него день, конечно, 2 апреля. И нужен он для того, чтобы обратить внимание общества на то, что у людей с аутизмом и их семей есть проблемы. А также на то, что у этих проблем есть и решения. Вот их показать 2 апреля еще важнее.
Это день нужен всем нам, чтобы увидеть динамику изменений и наметить новые цели.
2 апреля – всемирный день распространения информации об аутизме. В этот день акция «Зажги синим» охватывает земной шар: по во всему свету городские здания, музеи, банки и бизнес-центры подсвечиваются синим цветом.


Центр Стимуляции Мозга: тестирование, оказание всех видов помощи и психологическое сопровождение аутистов. Подробнее-на сайте Центра.
ЖаннаПротас

 
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 10 окт 2018 16:56

Re: 10 «глупых» вопросов про Аутизм

Непрочитанное сообщение ЖаннаПротас » 07 май 2019 10:49

ТОП-8 МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА.

1. Прикладной анализ поведения (ABA)
Прикладной анализ поведения (ABA) является старейшим и наиболее полно исследованным методом лечения, специально разработанным для аутизма. ABA является очень интенсивной системой обучения, основанной на вознаграждении, которая направлена на обучение конкретных навыков.
2. Речевая терапия и логопедия.
Почти все люди с аутизмом имеют проблемы с речью и языком. Иногда эти проблемы бывают очевидными: многие люди с аутизмом абсолютно невербальны или практически не пользуются речью. Часто такие проблемы связаны не с артикуляцией или грамматикой, а с «прагматикой речи» (использование речи для создания социальных отношений). Речевая терапия довольно часто оказывается полезной в случае людей, страдающих аутизмом.
3. Терапия социальных навыков.
Одной из основных проблем аутизма является отсутствие социальных и коммуникативных навыков. Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи для формирования навыков, необходимых для ведения беседы, общения с новым другом или соответствующего поведения на игровой площадке. Коррекционные педагоги и психологи, занимающиеся построением социальных навыков, могут помочь в создании и облегчении социального взаимодействия аутичного ребенка с его сверстниками.
4. Терапия социальных навыков.
Одной из основных проблем аутизма является отсутствие социальных и коммуникативных навыков. Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи для формирования навыков, необходимых для ведения беседы, общения с новым другом или соответствующего поведения на игровой площадке. Психологи и Нейропсихологи, занимающиеся построением социальных навыков, могут помочь в создании и облегчении социального взаимодействия аутичного ребенка с его сверстниками.
5. Физиотерапия.
Аутизм представляет собой «первазивное», всепроникающее нарушение развития. У многих аутичных людей наблюдается задержка развития навыков большой моторики, а некоторые имеют очень низкий мышечный тонус. Физическая терапия может воспитать силу, выносливость, координацию, а также сформировать основные спортивные навыки. Опытные реабилитологи используют методику КИНЕЗИТЕРАПИИ.
6. Поведенческая терапия.
Дети с аутизмом часто испытывают фрустрацию. Они сталкиваются с непониманием, с трудом могут сообщить о своих потребностях, страдают от гиперчувствительности к звуку, свету и прикосновениям, и т.п. Неудивительно, что иногда они проявляют нежелательное поведение. Поведенческих терапевтов учат определять, что скрывается за негативным поведением, а также рекомендовать внесение таких изменений в окружающую среду и повседневный распорядок дня, которые улучшат поведение ребенка.
7. Визуальная терапия.
Многие люди с аутизмом мыслят визуально. Некоторые из них очень хорошо взаимодействуют с системами связи, предполагающими использование картинок (например, PECS). Видео-моделирование, видео-игры и электронные системы коммуникации также используют преимущества сильных визуальных способностей аутичных людей для построения коммуникации. С информацией о системе РЕСS и других системах вспомогательной и альтернативной коммуникации можно ознакомиться здесь http://mind-stimulation.com/ru/metody-korrekcii/
8. Биомедицинские методы лечения.
Биомедицинские методы лечения предполагают использование фармацевтических препаратов или же специальных диет, добавок и альтернативных методов лечения. Включают в себя методику Томатиса, ТКМП, БАК, ForBrain, InTime и ПЕКС.
Специалисты Центра Стимуляции Мозга рады предложить большинство из этих методик детям с РАС,ЗПРР и другим расстройствами речи и внимания.
ЖаннаПротас

 
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 10 окт 2018 16:56

Re: 10 «глупых» вопросов про Аутизм

Непрочитанное сообщение Марина55 » 20 ноя 2019 09:06

...хорошая тема,полезная. дополню немного по РАС:


Симптомами аутизма у детей до 3 лет являются

(частота встречаемости):

Нарушение общения с детьми – 70 %;
Привязанность к неодушевленным предметам – 21 %;
Страхи – 80 %;
Нарушение чувства самосохранения – 21 %;
Патология речи – 69 %;
Стереотипии – 69 %;
Особенности интеллекта – 72 %;
Особенности игры – 30 %.
Нарушение общения с детьми

Очень часто дети-аутисты избегают общества своих сверстников. Игнорирование общения может быть как пассивным – ребенок просто изолируется от остальных детей, так и активным – появляется агрессивное, импульсивное поведение. Иногда круг друзей может ограничиваться одним другом, который старше на пару лет, или родственником (братом или сестрой). В общем коллективе – в яслях, на улице, на дне рождения аутист находится недолго, так как компании часто он предпочитает уединение.

Привязанность к неодушевленным предметам

Еще одной особенностью поведения является привязанность к неодушевленным предметам. Внимание детей-аутистов чаще всего привлекает орнамент ковра, какая-то определенная деталь одежды, рисунок на обоях.

Страхи

Детям-аутистам также свойственны не совсем обычные страхи. Как правило, они боятся не высоты или темноты, а бытовых шумов, яркого света, определенной формы предмета. Страхи объясняются повышенной чувствительностью (гиперестезией) детей-аутистов.

Страхами детей-аутистов являются:

шумы – шум электробритвы, пылесоса, фена, напора воды, звука лифта;

яркие, резкие или блестящие цвета в одежде;

атмосферные осадки – капли воды, снежинки.

При агрессивном течении заболевания наблюдается фиксация страхов с формированием бредоподобных идей. Это может быть страх всего круглого – при этом ребенок будет избегать всех предметов округлой формы. Также это может быть необъяснимый страх перед матерью, страх своей тени, страх люков и так далее.

Нарушение чувства самосохранения

Отсутствие чувства страха проявляет каждый пятый ребенок-аутист. Этот симптом может проявляться еще с детства, когда ребенок опасно свешивается за борт коляски или манежа. Более взрослые дети могут выбегать на проезжую часть дороги, прыгать с большой высоты. Характерным является отсутствие закрепления отрицательного опыта порезов, ушибов, ожогов. Так, обычный ребенок, нечаянно обжегшись, в будущем избегает этого предмета. Однако дети-аутисты могут «наступать на одни и те же грабли» множество раз.

Патология речи

Особенности речевого развития наблюдается у 7 из 10 детей, страдающих расстройством аутистического спектра. Еще в раннем детском периоде это проявляется в отсутствии реакции на речь - ребенок слабо реагирует на обращения. Далее родители могут отмечать, что их ребенок предпочитает тихую и шепотную речь. Отмечается отставание в развитии речи - первые слова появляются позже, ребенок не гулит, не лепечет. Для речи ребенка характерен феномен эхолалии, который выражается в повторении слов. Ребенок на обращенный к нему вопрос может повторять его несколько раз. Например, на вопрос «сколько тебе лет?» ребенок отвечает «лет, лет, лет». Также наблюдается склонность к декларации, к монологам, к очень экспрессивной речи. Внимание родителей привлекает тот факт, что ребенок начинает говорить о себе в третьем лице (не характерно местоимение «я»).

Для большинства случаев аутизма характерно изначальное развитие речи с последующим регрессом. Так, родители отмечают что ребенок, изначально разговаривавший, вдруг замолкает. Словарный запас, ранее состоящий из десятка слов, теперь ограничивается двумя-тремя словами. Регресс речи может произойти на любом этапе. Чаще он отмечается в возрасте полтора года, но также может выявляться и позднее уже на уровне фразовой речи.

Стереотипии



Стереотипии – это устойчивые повторения движений, фраз. При расстройстве аутистического спектра стереотипное поведение считается видом самостимулирующего поведения. Необходимо отметить, что здоровые люди также иногда проявляют стереотипии. Например, это выражается в наматывании волос на палец, в постукивании карандашом по столу, в пропускании песка сквозь пальцы. «Здоровые стереотипии» отличаются от патологических степенью интенсивности. При аутизме стереотипность наблюдается в движении, речи, игре.

Стереотипиями при аутизме являются:

стереотипные движения – ритмичные покачивания или раскачивания телом, сгибания пальцев, прыжки, повороты головы;

стереотипные зрительные восприятия – пересыпания мозаики, включение и выключение света;

стереотипные звуковые восприятия – шуршание пакетами, сминание и разрывание бумаги, раскачивание створок дверей или окна;

тактильные стереотипии – пересыпание круп, гороха и других сыпучих изделий, переливание воды;

обонятельные стереотипии – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.

Особенности интеллекта

Отставание в интеллектуальном развитии наблюдается у каждого третьего ребенка, страдающего аутизмом. Отмечается интеллектуальная пассивность, отсутствие целенаправленности и производительной деятельности, неспособность фиксировать внимание на чем-либо.

В то же время, ускорение интеллектуального развития наблюдается в 30 процентах случаев. Выражается оно в быстром развитии речи, фантазий, ассоциаций, а также в накоплении знаний в каких-то отвлеченных областях. В выборе наук дети-аутисты очень избирательны - наблюдается повышенный интерес к цифрам, странам, конструкциям. Очень развита слуховая память. Распад интеллектуальных функции наблюдается в 10 процентах случаев. Он выражается в распаде навыков поведения, познавательной деятельности и ранее сформированной речи.

Особенности игры

Этот симптом проявляется либо в полном отсутствии игры, либо в преобладании игры в одиночку. В первом случае ребенок игнорирует игрушки - не разглядывает их либо осматривает их без интереса. Нередко игра ограничивается элементарными манипуляциями - перекатыванием бусины или горошины, верчением пуговицы на нитке. Преобладает игра в одиночку, как правило, в определенном месте, которое не меняется. Свои игрушки ребенок складывает по определенному принципу, как правило, по цвету или по форме (но не по функциональности).

Очень часто в своей игре ребенок использует совсем неигровые предметы.

Центр Стимуляции Мозга. Лечение и коррекция Аутизма, а также всех видов задержек развития
https://mind-stimulation.com/services/lechenie-autizma-u-detej/
Марина55

 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: 10 «глупых» вопросов про Аутизм

Непрочитанное сообщение Марина55 » 21 ноя 2019 08:41

Исследования метода Томатис
Мета-анализ доктора Т. Гилмора
Доктор Тим Гилмор провел мета-анализ (1999 год) среди детей, имеющих проблемы с обучением и коммуникацией. Исследования проводились в 5 группах, где участвовал 231 ребенок. В мета-анализ вошли:
Двухгодичные наблюдения за группой из 102 человек и подростков из Томатис центра в Торонто д-ра Т. Гилмора;
Годичное наблюдение за группой из 25 человек в возрасте от 9 до 14 лет в Университете Уиндзор в Онтарио д-ра Байрона Рука;
Девятимесячные наблюдения за группой из 26 человек с задержкой речевого развития дошкольного возраста д-ра Б. Вилсона в Научном Медицинском Университете в Онтарио;
Наблюдения в развитии группы детей из 32 человек в возрасте 8—12 лет, занимающихся ниже своих способностей д-ра Дж. Кершнера в Институте Образования в Онтарио;
Двухгодичные наблюдения группы 46 мальчиков с грубой формой дислексии в возрасте 10—15 лет г-на П. Мулда, коррекционного педагога из Ист Суссекс.
Положительные изменения были замечены у каждой из 5 групп, в следующих областях: лингвистической, психомоторной, индивидуальной и социальной адаптацией, когнитивной и слуховой.
Исследования де Бруто (1983 год)
Исследования проводились с детьми в возрасте от 4 до 14 лет с задержкой развития. Тридцать участников были разделены на 3 группы.
Первая группа получала слуховую стимуляцию по методу «Томатис» и сенсорно-моторную программу. Вторая группа проходила музыкальные занятия без эффекта «Томатис» и также сенсорно-моторную программу. Третья группа ничего не получала.
Результаты показали, что в Группе I и группе II умственное развитие детей выросло, причем в Группе I, где дети получали стимуляцию по методу «Томатис», результаты оказались значительно выше. В группе III результаты не изменились.
Исследования в Детской Психиатрической клинике Штромстад, Швеция (2002—2007 годы)
Исследования проводились с детьми и подростками, пациентами клиники. Психолог, консультант метода «Томатис» Ула Штаф обратила внимание, что все больше и больше детей имеют значительные проблемы с обучением, испытывают состояние тревоги и гиперактивности. Многим детям поставлен диагноз СДВГ. Первая часть исследования проводилась в 2000—2002 году. 26 детей с гиперактивностью и проблемами концентрации внимания проходили занятия по методу «Томатис». Результаты исследования по окончании занятий показали, что семи учащимся больше не требовался помощник в школе, т.к. теперь они могли самостоятельно контролировать ситуацию в классе. У них также повысилась мотивация к обучению, и они улучшили свои академические результаты. Часть вторая, по результатам опроса родителей, выяснилось, что после занятий у детей улучшилась концентрация внимания, и навыки коммуникации с родителями и сверстниками. Также улучшилось их поведение и социальные навыки.
Дальнейший анализ результатов Первой части показал, что у 25% учащихся внимание, моторные навыки, языковые навыки — обороты речи, поведение, социальные навыки и динамизм имели статистически значимые показатели. Повторный опрос в 2004—2006 гг. был использован с целью проверки результатов по истечении 3—4 лет. У 32% были отмечены все предыдущие положительные изменения.
Центральное нарушение обработки слуховой информации (Auditory Processing Disorder)
Это нарушение никак не связано со снижением или потерей слуха, но вызывает сложность с обработкой звука, значений или вербальной коммуникации. Дебора Свейн проводила исследования с группой из 41 человека, выбранных наугад. Все прошли курс по программе «Томатис». До занятий и после всем было проведено специальное исследование на правильное слуховое восприятие. (Test of Auditory Perceptual Skills), а с детьми также проводилось специальное тестирование на владение рецептивной речью (ТТС). Результаты исследования показали, что метод «Томатис» значительно улучшил слуховую память, слуховую последовательность, слуховую дискриминацию, слуховую когезию и снижение латентного слухового периода. (Солье, 2005 год).
Применение метода «Томатис» в работе с детьми с Аутизмом
Данные наблюдений в ЮАР: 6 детей, мальчиков, в возрасте от 4 до 11 лет с тяжелой формой аутизма, проходили занятия по методу «Томатис» с целью коррекции поведенческих расстройств, вызванных течением болезни. 3 из 6 мальчиков продемонстрировали позитивные изменения поведения к концу курса. Один из детей больше не оценивался, как ребенок страдающий аутизмом, два мальчика продемонстрировали значительное смягчение аутичных симптомов, в то время как 3 ребенка оставались в тяжелом состоянии. 5 из 6 детей показали значительные изменения в пред-речевых областях, согласно Оценочной шкале аутизма (САRS). Также увеличились скорость интеграции слуховой информации, невербальная коммуникация, эмоциональное состояние и динамизм.
Нейсмит Рой, Джоан М., ЮАР
Другое проведенное исследование в Америке выявило значительные улучшения в состоянии у 100 детей с диагнозом аутизм, в возрасте от 3 лет до 21 года, которые получали базовый курс 60 часов прослушивания. Все 100 детей продемонстрировали, что метод «Томатис» стал подобающим вмешательством для поддержания положительных изменений. Родителям детей была предложения анкета, где им необходимо было оценить состояние ребенка до и после проведения курса по 102 пунктам в 12 областях. Изменение было отмечено в каждой области: 87% показали изменения в личном развитии, 85% в слуховом восприятии и речи, 81% в обучении, 80% в увеличении концентрации внимания, 79% в поведении, 69% в личном росте и самовыражении, 66% в развитии моторных навыков, спортивных достижениях, 63% в вокальных и музыкальных навыках, у 49% развилось воображение.
По мнению Дорин Дэвис, дети, страдающие аутизмом нуждаются в гораздо большем количестве сессий, выходящими за рамки 60 прослушанных часов. Т.о., изменения после проведения курса являются лишь началом изменений для данной группы детей. Дополнительные сессии программы «Томатис» были также предложены (Дэвис-Калугин, 2005 год, Дэвис центр, Нью Джерси).
Центр «Томатис-Москва» (2009—2010 года)
Двадцать детей с аутизмом в возрасте от 4 до 17 лет, из них пятнадцать мальчиков и пять девочек, посещали аудио-вокальные занятия в центре «Томатис» в Москве, для смягчения тяжести состояния. Все дети закончили основную предложенную им программу по индивидуальному плану, но родители 6 детей проявили желание продолжать поддерживающие курсы.
80% обследуемых детей показали позитивные изменения в поведении уже после двадцати часов прослушивания, четыре после тридцати шести часов прослушивания.
Дети, у которых наблюдалось агрессивное поведение стали меньше проявлять агрессию по отношению к себе и окружающим, снизились повторяющееся поведение, раздражительность, неуверенность в себе, стали легче реагировать на изменения окружающей обстановки.
У девяти детей, имеющих нарушения сна, нормализовался сон. Три ребенка перестали испытывать навязчивые страхи.

Улучшилось состояние психо-эмоциональной сферы. 85% обследуемых детей, в разной степени стали распознавать эмоции, появилась способность сопереживать, а также правильно выражать свои эмоции.
У всех детей с разной степенью тяжести улучшилось слуховое восприятие, звуковой анализ, скорость интеграции информации, было отмечено увеличение концентрации внимания, снизилось время на освоение того или иного навыка, увеличилось полезное время проведения занятий.
Восемь детей с гиперчувствительностью к звукам, перестали испытывать дискомфорт и закрывать уши.
У семи детей, ранее отвергающих тактильный контакт, возникло желание взаимодействовать с другими. Они стали проявлять больше нежности и любви, появилось желание объятий.
У одиннадцати детей, имеющих проблемы с восприятием пищи, расширился вкусовой диапазон, улучшилось восприятие еды, добавились новые продукты.
У всех детей из обследуемой группы отметились положительные изменения в социальных навыках. Они начали инициировать визуальный контакт, более точно выполнять инструкции, не сопровождающиеся указанием, меньше использовать для инициации контакта неречевые звуки (частое дыхание, пощелкивание языком и т.п.) Стали обращать внимание на других детей, с удовольствием наблюдать за действиями других детей, появилось желание контактировать.
Улучшилось представление о самом себе. Семь детей с отсутствием речи начали больше вокализировать, появились новые звуки, интонации.
У остальных 13 детей группы с разными речевыми навыками улучшилась грамматическая структура предложений, расширился словарный запас, появились вопросительные интонации, они стали чаще использовать личное местоимение «Я».
Изменилось качество голоса, ушла монотонность. Улучшилась речевая память, стали легче запоминать стихи.
У 90% детей отметились улучшения моторных навыков. Улучшилась мелкая моторика у пяти из одиннадцати детей. У семи улучшились координация, владение телом, изменилась осанка. У десяти улучшились пространственные ощущения. У всех обследуемых улучшилось чувство ритма.


Проект «Винни-Пух» — Колумбия — Хельга Лопес Васкес
Исследование проводилось с целью узнать, какой эффект оказывает метод «Томатис» на развитие детей младшего возраста. Исследование проводилось 4 года в детском саду в пяти группах по 12 детей в возрасте 3 лет. До начала проведения занятий у детей отмечались две основные проблемы: задержка физического развития и плохое внимание. После введения курса «Томатис» дети стали внимательнее, сосредоточеннее на занятиях, стали лучше слушать педагогов и выполнять задания, увереннее в себе, стали легко танцевать, слушать музыку, следовать ритму более осведомленные и легко вовлекались в групповые занятия. (Лопес Васкес, Колумбия).
Исследование в школе Сильвия Лозано, Богота, Колумбия (2006 год)
Исследования проводились с детьми 5—6 лет, в разной степени результаты показали улучшения в коммуникативных, языковых, когнитивных навыках и эмоциональной сфере.
78 детей прошли тестирования до и после занятий по методу «Томатис». Дети были поделены на 3 группы по 26 человек. Занятия проводились в 3 цикла по 20 часов прослушивания каждый с паузами.
Группа I получала занятия по методу «Томатис», Группа II получала музыкальную стимуляцию без «Электроннного Уха» (эффекта «Томатис»), Группа III не получала никакой слуховой стимуляции. Все три группы одновременно занимались ручным детским творчеством, согласно возрасту. Группы I и II находились вместе в классной комнате, в то время как Группа III была в библиотеке. У участников Группы I значительно улучшилось слуховое восприятие и внимание. Эта группа показала значительные улучшения в коммуникативной, языковой и когнитивной сферах. Улучшилась социальная адаптация, взаимодействие в коллективе, словарный запас, письмо. Группа II улучшила результаты лишь в произношении и социальной адаптации в школе. Группа III улучшила результаты в понимании (но стоит также заметить, что в данной группе было больше девочек, а также родители детей имели более высокий образовательный уровень).
Марина55

 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: 10 «глупых» вопросов про Аутизм

Непрочитанное сообщение Марина55 » 22 ноя 2019 09:42

Как проходит сеанс по методу Томатиса?
Ребенок или взрослый надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в ней много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 1,5 – 2 часа.

Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.

Сначала звук попадает на барабанную перепонку.
Проходя по верхней кости черепа, звук заставляет мышцы стремечка и молоточка сокращаться и расслабляться.
Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану. Они перерабатывают звуковой сигнал в электрический и передают его дальше в слуховой центр мозга. Здесь большое значение имеет ритм звукового сигнала, так как вестибулярная мембрана очень чувствительна к положению тела и отвечает за равновесие и чувство ритма.
В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.


Какие есть результаты
Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:

качество речи – 74%;
понимание чтения – 85%;
внимание, усидчивость – 86%;
память – 73%;
коммуникативные навыки – 89%.
Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.

Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.
запись на курс Томатис –терапии
по тел
38(044)364-20-04
+38(099)353-91-84
Марина55

 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: 10 «глупых» вопросов про Аутизм

Непрочитанное сообщение Марина55 » 23 ноя 2019 11:01

Сенсорная Интеграция, занятия с детьми с аутизмом.

Первичная индивидуальная работа. Занятия длятся один час, направлены на установление контакта с ребенком. В это время педагог проявляет минимум настойчивости. Он как бы следует за ребенком, сопровождает его в том, что ему интересно, внимательно наблюдает за его интересами и подбирает материал, который будет расширять сферы интересов ребенка. Педагог отслеживает, какие сферы сенсорного восприятия у ребенка отличаются повышенной чувствительностью, чтобы не раздражать их. Педагог достигает расположения ребенка тем, что не давит на него, уважает его особенности, желания и интересы. Этот период длится от нескольких недель до нескольких месяцев.

Вторичная индивидуальная работа. Наладив контакт, педагог начинает вести ребенка по пути развития. Каждую встречу он показывает ребенку задания, начиная от одной за занятие и наращивая их количество очень постепенно, не торопясь. Сами задания педагог выбирает, начиная от интереса ребёнка и постепенно вводя те, которые его не сильно интересуют, но являются очень полезными для него. На этом этапе больше всего заданий проходят из зоны Упражнения практической жизни и Сенсорика. Ребенок с аутизмом нуждается в первую очередь в навыках самообслуживания, и лишь потом во всем остальном.

Введение в малую группу в сопровождении педагога. Когда ребенок привыкает к индивидуальным занятиям, качественно работает и развивается, когда занятия начинают приносить ребенку удовольствие. его вводят в малую группу детей в сопровождении специалиста, который занимается с ним индивидуально. Мы вводим ребенка в группу здоровых детей, где здоровых детей не менее 80 %. В это время все силы педагог направляет на приучение ребенка к правилам, действующим в группе, учит находиться в коллективе, устанавливает рамки. Первое время занятия в группе не будут продвигать ребенка в познавательных процессах, но будет очень важным этапом интеграции в коллектив. Педагог оказывает ребенку поддержку, он может уводить ребенка из группы, по мере его утомления, постепенно увеличивая время пребывания в коллективе. Мы не ждем на этом этапе от ребенка взаимодействия с другими детьми, он учиться просто находиться рядом с другими детьми, привыкает к другому взрослому (педагогу который работает с группой). Параллельно продолжаются индивидуальные занятия, которые продвигают ребенка в овладении знаниями и умениями.

Занятия в группе без сопровождения. Постепенно ребенок учиться находиться в группе без индивидуального сопровождения. Это происходит тогда, когда ребенок уже освоил правила, не проявляет агрессию, у него не случается истерик. Опять же, сначала ребенок просто находится в коллективе, педагог группы учится с ним взаимодействовать самостоятельно; по мере адаптации педагог начинает презентовать новые задания и материал этому ребенку. Задания педагог дает такие же, какие ребенок видит на индивидуальных занятиях и которые ему наиболее нравятся. Менее полюбившиеся задания используются в индивидуальной работе. Постепенно увеличивается время пребывания ребенка в группе. По мере привыкания для ребенка с аутизмом проводятся уроки взаимодействия с другими детьми. Индивидуальная работа не прекращается и на этом этапе. Но в это время ребенок уже активно работает в зоне математики и речи, а УПЖ и сенсорику больше используют в групповых занятиях.

Путь развития каждого ребенка индивидуален и мы не можем сказать, до каких вершин дойдет тот или иной ребенок, но мы должны стремиться провести его как можно дальше.

Сенсорная Интеграция при аутизме в отличие от метода для здоровых детей, педагог дает меньше свободы, больше предлагает презентации на свой выбор, педагог может сокращать презентации в зависимости от возможностей ребенка. Педагог дольше прорабатывает одну и ту же презентацию, прежде чем двигаться дальше, он многократно убеждается в том, что ребенок уже овладел этими навыками. Педагог проявляет больше креативности, добавляет материал по своему усмотрению. Педагог особо пристальное внимание уделяет двигательной активности аутичного ребенка, так как много проблем лежит в сфере сенсорномоторных способностей.

Центр стимуляции Мозга: занятия для детей с аутизмом,весь спектр новых методик и специалистов. Сенсорная Интеграция,Комната Сенсорной Интеграции.
Марина55

 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: 10 «глупых» вопросов про Аутизм

Непрочитанное сообщение Марина55 » 25 ноя 2019 08:45

Детский аутизм: причины
Несмотря на то, что это заболевание уже больше 50 лет известно медицинскому сообществу, до сих пор не были определены однозначные причины его появления. Известно, что оно возникает в результате нарушения внутриутробного развития головного мозга. В пользу чего свидетельствует тот факт, что некоторые аутические черты формируются у типично развивающихся детей, но дети с РАС не умеют их подавить и скрыть.



Официальная медицина главной причиной развития заболевания называет генетическую предрасположенность: действительно, в семьях, где есть один ребенок с подобным диагнозом, вероятность развития заболевания у второго ребенка на 10% выше. Но также существуют исследования, доказывающие, что детский аутизм – это в первую очередь нарушение обмена веществ: в пищеварительном тракте не расщепляются белки казеин и глютен (молочный и пшеничный белок соответственно).

Что еще известно о диагнозе? У мальчиков подобное состояние отмечается в 3 раза чаще, чем у девочек. Количество случаев аутизма и расстройств аутистического спектра постоянно растет. Например, в США за последнее десятилетие это количество увеличилось в 7 раз – подобную статистику для Украины найти нелегко по той причине, что этому заболеванию уделяется гораздо меньше внимания, нежели в мировой медицине. Существует два типа аутизма: классический (или аутизм с рождения) и регрессивный аутизм, который развивается в промежутке от 12 до 24 месяцев, которому предшествует совершенно нормальное развитие ребенка.



Аутизм: симптомы
Из-за поведенческого характера расстройства его сложно диагностировать, а симптомы становятся основными диагностическими критериями:

отклонения в двусторонних отношениях с другими – нет взаимодействия с родителями, детьми, замкнутость, сосредоточенность на собственном внутреннем мире
отсутствие зрительного контакта
ограниченность и повторяемость – поведения, интересов, занятий, воображения
отклонения в развитии общения, проблемы с речью
избирательность – ребенок ест только определенные продукты, играется только частью игрушек, согласен надевать только ту одежду, что ему нравится
ненормальная реакция на сенсорные стимулы – физический дискомфорт и желание уединиться из-за слишком громких звуков, яркого света, сильных запахов
Лечение аутизма и диагностика
Лечение аутизма в Украине осложняется невозможностью однозначной его диагностики – нет никаких физических особенностей организма, которые отличали бы аутичных детей от типично развивающихся.

Как и не существует медицинских анализов, которые бы однозначно подтвердили наличие подобного отклонения. Поэтому у детей с типично аутичными проявлениями диагностируют что угодно – детскую шизофрению, задержку развития речи, задержку психического развития, алалию, но только не настоящую болезнь.

Вот почему лечение аутизма у детей следует начинать с консультации у компетентного невролога, психиатра, которые правильно интерпретируют симптомы ребенка и поставят правильный диагноз. Для адекватного лечения аутизма у детей в Киеве важно не только признать наличие расстройства, но и определить его тип – от этого будет зависеть то, каким именно будет лечение.


Как лечить аутизм?
Прежде всего, выбрать тот центр лечения аутизма, где прямо и честно скажут, что аутизм не лечится, но успешно корректируется – многие центры лечения аутизма детей спекулируют на чувствах родителей, обещая едва ли не полное излечение после одного терапевтического курса.

Лечение детского аутизма в Центре стимуляции мозга базируется на понимании индивидуальности, комплексности и непрерывности терапевтического подхода. Используются разные методики лечения аутизма у детей, составляем индивидуальные схемы лечебных воздействий, вовлекаются в процесс лечения родители- их обучают специальным методикам работы.

Практикуется:
работа пациентов с психотерапевтом
речевая терапия и логопедия
игровые занятия с аутистами в Киеве
физиотерапия
Томатис терапия. Только на аппарате Бессон Швейцария.
оккупационная (трудовая) терапия
выборочное медикаментозное лечение
сенсорная интеграция

новые методы лечения аутизма: ИнТайм, Томатис-терапию, Интерактивный метроном, программа Timocco и др.
Марина55

 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: 10 «глупых» вопросов про Аутизм

Непрочитанное сообщение Марина55 » 26 ноя 2019 09:20

Аутизм на работе: чужой опыт
Как встроить особого сотрудника в коллектив.
Говоря об аутизме, мы чаще всего говорим о детях и их обучении. Однако есть и другой аспект – взрослые люди с аутизмом и их готовность к работе, их способность устроиться на работу, готовность работодателей их принять и ожидания работодателей от такого работника. Несколько тезисов о современном состоянии проблемы в Канаде и Австралии.

1.Забудьте о «людях дождя»
Когда работодателю говорят: «Сейчас придёт группа людей с диагнозом «аутизм»», он обычно думает, что придут 10 «людей дождя».
Аутичные люди очень разные. Изучение их конкретных проявлений очень важно, в том числе и для понимания, какая именно поддержка нужна человеку.

2.Работа в обычной компании, а не закрытая среда
Среди канадцев от 15 до 65 устроены на работу 93% здоровых и только 14,3% людей с аутизмом. В Австралии порядка 60% людей с аутизмом полностью финансово зависят от семьи.
Когда человек с аутизмом живёт на содержании семьи, финансовая и социальная поддержка нужна уже всей семье. Для государства это дорого.
Чтобы человек с аутизмом нашёл работу и удержался на ней, нужно работать не только с ним самим, но со всем окружением – семьёй, работодателем, коллегами, инфраструктурой. Нужно, по сути, создать среду, куда он со временем впишется.
При этом есть данные исследований, что работа в обычной компании воспринимается более положительно и влияет на самого человека с аутизмом лучше, чем создание изолированной среды типа специальных мастерских для инвалидов.

3.Для какой работы нормотипики хуже аутистов

Устроившись на подходящее место с созданной инфраструктурой, работник с аутизмом способен работать очень хорошо и приносить своей компании огромную пользу.
Аутичные люди обладают целым рядом преимуществ перед нейротипиками. У них больше способностей к воспроизведению, лучше память, навыки визуального поиска и распознавания паттернов.
Некоторые виды заданий аутисты выполняют гораздо лучше. Например, задание «найти потерянную сумку пассажира в аэропорту» аутисты и нормитипики изначально делали с одинаковой скоростью. Но со временем сотрудники с аутизмом стали выполнять его гораздо быстрее.Правда, более высокая способность к повторяющимся заданиям не означает более высокого желания их выполнять. Так что злоупотреблять этой особенностью не стоит.

4.Низовая «работа с людьми» — не для них
Часто люди с аутизмом оказываются в компаниях на низших позициях, где им приходится много общаться с незнакомыми людьми – клиентами, посетителями, покупателями. Туда их берут из опасения, что с более тяжёлой работой такие люди не справятся.
Однако такая работа совершенно не подходит людям с этим диагнозом, кроме того, обычно не соответствует уровню их образования (и в Канаде, и в Австралии люди с аутизмом успешно оканчивают университеты). Неподходящая работа приводит к тому, что человек теряет мотивацию.
На способность человека к работе могут влиять плохой сон, слишком жёстко выставленные дедлайны – это для всех сложно, но людьми с аутизмом эта нагрузка может восприниматься более остро.

5.Трудность неписаных правил
Тяжело воспринимаются некоторые правила офисной культуры, которые не озвучиваются вслух (все особенности эмоциональных взаимоотношений внутри коллектива, местные негласные традиции, группировки и коалиции, получение информации по неофициальным каналам и прочие особенности эмоционально-личных отношений).
Часто найти контакт с сослуживцами аутистам мешают пустяки. Например, если утром в лифт стоит очередь, человек с аутизмом может пройти мимо этой очереди сразу в лифт. Он пришёл на лестницу в назначенное время, лифт пришёл – с его точки зрения, всё в порядке. Коллеги, понятно, обижались.
Проблема решилась беседой: коллеги узнали о том, что рядом с ними работает человек с конкретными особенностями. Человеку с аутизмом подробно объяснили, что следует стоять в очереди.

6.Что нужно знать другим сотрудникам о работнике с аутизмом

Задача сопровождающих сделать так, чтобы коллектив был максимально дружелюбен к работнику с аутизмом, а его рабочее место было максимально приспособлено для него, чтобы были разработаны механизмы, которые помогут человеку ориентироваться в коллективе.
Сотрудникам и работодателю необходимо объяснить специфику работника, и что многие проявления необычного человека – следствие диагноза, а не злонамеренного характера. Например, нередко аутисты слишком прямолинейны по сравнению с обычной офисной культурой, где работники одного уровня общаются друг с другом не много, и многие вещи не говорят прямо, или где могут быть сплетни, человеку с аутизмом совершенно неинтересные.

7.Стратегии по раскрытию диагноза
Отдельная проблема состоит в том, раскрывает ли человек свой диагноз. С одной стороны, человек, не раскрывший диагноз при приёме на работу, может столкнуться со множеством проблем. Но в некоторых случаях раскрыть диагноз – означает поставить себя вне коллектива, заявить о себе как о слишком особенном.
Человек, сразу раскрывающий диагноз, иногда рискует остаться совсем без работы. Так что возможна другая стратегия – рассказывать о диагнозе постепенно, будучи уже принятым.
Большинство интервью при приёме на работу рассчитано на первое впечатление, которое соискатель производит на рекрутера. Понятно, что первое впечатление и эмоциональный контакт – не самая сильная сторона людей с аутизмом.
В Австралии проводили эксперимент – показывали нанимателям небольшие фрагменты интервью соискателей. При этом оценка увиденного была разной в зависимости от сопровождающей информации.
Если работодателям просто говорили, что среди соискателей есть аутисты, аутисты получали более низкую оценку, чем нормотипичные актёры, включённые в интервью для сравнения.
Если же информация о диагнозе содержалась в представлении конкретного человека, его оценки были хоть и ниже нормотипиков, но выше, чем у него самого, представленного без диагноза.
При этом, когда работодателей просили составить общий рейтинг сотрудников, которых на работу всё-таки отобрали, оценки аутистов были незначительно ниже, чем у нормотипиков.

8.Как ставить задачу сотруднику с аутизмом

Нужно постоянно поддерживать работника с аутизмом, мотивировать его на выполнение новых заданий. Задания должны быть чёткими, прописанными в деталях, а их результаты – измеримыми.
Кроме того, коммуникация такого работника с руководством должна быть открытой — каждая из сторон должна иметь возможность сообщить, что работает, а что — нет.
Сотрудникам с аутизмом нужно больше времени на восприятие визуальной информации и её обработку. В некоторых случаях улучшить ситуацию помогают ролевые игры. В других случаях человеку нужно переформулировать задачу, пригласить ассистента. Разумеется, всё это возможно лишь в том случае, когда диагноз открыт.
Нужно, чтобы в моменты кризисов у работника была возможность консультации с работодателем; нужно понимать, что кризисная ситуация на работе совершенно не означает немедленного увольнения.

9.Сообщество дружественных работодателей
Полезно сформировать кружки дружественных работодателей, чтобы они обсуждали проблемы и рассказывали другим работодателям о пользе, которую могут приносить сотрудники с аутизмом.
Поддержка не должна прекращаться после окончания учебы. В Канаде родители определяют причину неуспешности своих детей при устройстве на работу так: в колледжах для людей с аутизмом есть очень много разных видов поддержки, но после окончания учебы всё это обычно заканчивается.

10.Взрослым с аутизмом нужно сопровождение при устройстве на работу.
В США, Канаде и Великобритании есть программы, которые позволяют взрослым с аутизмом получить навыки работы в коллективе. В том числе прорабатывают общение с людьми внутри рабочего коллектива, самооценку. Программы занимают около 12 недель, занятия 2 раза в неделю. Процент успешно устраивающихся после них гораздо выше.

11.Нужен куратор
Среди здоровых канадцев многие уже во время учёбы начинают подрабатывать на неполный день. Таким образом, они заранее получают некоторый рабочий опыт, которого люди с аутизмом, как правило, лишены.
Хорошим подспорьем оказываются специальные сотрудники, своеобразный гибрид hr и социального работника, которые в первое время после трудоустройства помогают человеку с аутизмом освоиться на рабочем месте. Также в роли сопровождающего может выступать соцработник или родитель.
Иногда человеку с аутизмом нужно особо объяснять очевидные, казалось бы, вещи. Например, то, что «прийти на работу в 9.00», — означает «в 9.00 открыть рабочую программу на компьютере и начать работать», а не «в 9.00 войти в здание компании и уйти к автомату за кофе».

12.Опросники и тесты, чтобы понять, какая поддержка нужна сейчас
В Австралии сопровождение людей с аутизмом включает поиск подходящих рабочих мест, опросник навыков, который заполняет соискатель, и с которым знакомится работодатель. Кроме того, сопровождающая команда прилагает характеристику, где подробно описывает сильные стороны соискателя, а также вопросы, в которых понадобится сопровождение.
Часть опросников доступна онлайн, на них человек продолжает отвечать, уже устроившись на работу, чтобы его группа поддержки была в курсе его проблем. Цель опросников – не оценить качество работы, а определить, какая поддержка нужна.

13.Удержаться на работе – этому тоже надо учить
Учёные выделили несколько типов навыков, которыми должен обладать человек, чтобы устроиться на работу. Во-первых, нужно уметь писать резюме и проходить собеседование. Во-вторых, навыки, необходимые в самой работе, — и профессиональные, и социальные. В-третьих, умение удержаться на работе.
Многие люди с аутизмом, столкнувшись с первыми проблемами в коллективе, с необходимостью поддерживать связь с другими людьми, теряются.
Нужно развивать для работника – мотивацию остаться на работе, а для работодателя – доступ к знаниям об особенностях диагноза.

14.Цель – не работа, а осмысленная занятость
Усилия по социализации людей с аутизмом не должны ограничиваться работой, ею заканчиваться и в неё упираться. Целью должно быть улучшение качества их жизни, причём качество жизни подразумевает и самореализацию, и социализацию, и психологический комфорт.
Люди с аутизмом должны принадлежать сообществу. Работа, занятость не всегда равна осмысленной карьере, а мы должны стремиться к тому, чтобы жизнь человека была осмысленной. Соответственно, настоящая цель сопровождения человека с аутизмом – это его осмысленная, ценная и устойчивая занятость.

Центр Стимуляции Мозга: тестирование, оказание всех видов помощи и психологическое сопровождение аутистов. Подробнее-на сайте Центра.
Марина55

 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: 10 «глупых» вопросов про Аутизм

Непрочитанное сообщение Марина55 » 28 ноя 2019 08:56

Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма (ADOS) является «золотым стандартом» для оценки и диагностики аутизма
Фиксируются данные по таким параметрам:

Речь и коммуникация:
Речь — количество слов, предложений, интонация, эхолалии
Попытки привлечь внимание
Стереотипные слова или предложения
Диалог
Указывание пальцем
Жесты
Социальное взаимодействие:
Взгляд в глаза
Реакция на имя
Выражение лица
Совместные действия
Качество социальной инициативы
Взаимность
Игры — функциональные, символические и включающие воображение.

Разнообразна ли игра ребенка, ее качество
Есть ли игра «понарошку»
Качество воображения
Стереотипное поведение и ограниченные области интереса:
Сенсорные ощущения
Самостимуляция
Повторяющиеся действия
Агрессия и самоагрессия
ADOS состоит из 4-х модулей. Каждый раз используется только один модуль, наиболее подходящий уровню развития ребенка — на основе разговорной речи и хронологического возраста.

Модуль 1 применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно;
Модуль 2 – к тем, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно;
Модуль 3 – к свободно говорящим детям
Модуль 4 – к свободно говорящим подросткам и взрослым.

Запись и подробнее тут: 093 170 2841
Марина55

 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: 10 «глупых» вопросов про Аутизм

Непрочитанное сообщение Марина55 » 29 ноя 2019 08:22

Аутизм и подростковый возраст: чего ожидать, что может помочь?

Зарубежный опыт. в рамках вопрос-ответ от психологов ведущих детей с аутизмом

Одна из распространенных жалоб, которые она слышит от родителей: состояние их детей с аутизмом ухудшилось с подростковым возрастом. Однако сама она считает это следствием недостаточного понимания.

«Подростки не становятся неуправляемыми, потому что у них обострился аутизм. Причина в том, что они подростки», — говорит Сайсиль-Кира, автор книги «Подростки в спектре аутизма». Все подростки начинают нуждаться в независимости, и подростки с аутизмом не исключение. Родители могут помочь им в этом: «Если вашему ребенку нужно визуальное расписание на день, например, то позвольте ему самому в какой-то степени контролировать свое расписание и самому планировать свой день с его помощью. И тогда он сможет побыть «неуправляемым», то есть настаивать на своем и принимать собственные решения».

Исследования аутизма в подростковом и взрослом возрасте до сих пор находятся в зачаточном состоянии. В одном исследовании говорится, что: «Очень мало известно о течении РАС у подростков и взрослых».

Аутизм — это широкий спектр, и подростковый возраст влияет на каждого ребенка по-своему. Если судить по последним исследованиям, то родители в целом могут ожидать следующего на пути их ребенка к взрослой жизни:

— Поведенческие улучшения у детей во всех частях спектра. Взрослые с аутизмом реже страдают от гиперактивности и раздражительности, у них реже встречается повторяющееся поведение (например, выстраивание предметов в ряд) и дезадаптивное (дисфункциональное) поведение, чем у детей с аутизмом.

— Улучшение жизненных навыков, таких как навык одеваться, обращаться с наличными деньгами или делать себе бутерброды.

Конечно, подростковый возраст связан с особыми трудностями. Подростковые годы при аутизме связаны с риском начала эпилептических припадков, хотя у большинства подростков с аутизмом все-таки нет эпилепсии. Детские нарушения сна могут сохраниться и в подростковом возрасте, когда бессонница и сонливость днем становятся большими проблемами. Очень часто среди подростков с аутизмом встречаются повышенная тревожность и тревожные расстройства.

Кроме того, разрыв между детьми с аутизмом и их ровесниками становится более заметным в подростковом возрасте из-за нарушений так называемой «исполнительной функции».

Что такое исполнительная функция?
«Если представить, что мозг — это оркестр, то исполнительная функция — это дирижер, которые гарантирует, что все работают совместно и должным образом», — поясняет нейропсихолог Майкл Розенталь из Института исследований детского мозга. Доктор Розенталь — автор нового исследования по проблемам исполнительной функции у детей с РАС и уровнем IQ от 70 и выше.

Люди задействуют исполнительные навыки, когда составляют планы, следят за временем, вспоминают о прошлом опыте и связывают его с настоящим, меняют маршрут, если не могут проехать по привычной дороге, обращаются за необходимой помощью, сохраняют самоконтроль и успешно работают в группе.

Такие обыденные занятия как покупка продуктов требуют множества исполнительных навыков, отмечает доктор Розенталь. Сначала нужны навыки «инициации действий», чтобы встать с дивана. Затем приходит время навыка «планирования и организации действий», чтобы определить, что именно вы должны купить. Для этого вы должны решить, сколько блюд вы собираетесь приготовить, и сколько у вас сейчас денег. А теперь представим, что вы решили, что купите груши, но в овощном отделе все груши оказались с гнильцой. Настало время навыка «когнитивной гибкости», который позволяет вам сказать себе: «Пожалуй, куплю яблоки вместо груш». Вам нужно «торможение», чтобы пройти мимо стойки с конфетами, а также «рабочая память», чтобы не забыть, что вы уже купили.

Как показало новое исследование, у подростков с аутизмом исполнительные навыки формируются гораздо медленнее. Особенно часто у них возникают проблемы с гибкостью, организацией, инициацией новых дел и рабочей памятью. «Для детей с аутизмом когнитивная гибкость — это основная проблема, и она остается проблемой по мере их взросления», — говорит доктор Розенталь.

Требования старших классов
При этом требования к подросткам значительно возрастают. К старшим классам от учеников ожидают, что они будут постоянно переходить в новые аудитории, следить за своими заданиями и учебниками для каждого урока, следовать сложным инструкциям, завершать проекты из нескольких фаз и вовремя сдавать домашнюю работу.

Эми Кифер, доктор наук и клинический психолог из Института Кеннеди Кригера, говорит, что школы и родители могут помочь подросткам, которым трудно даются планирование, организация и другие исполнительные навыки.

«Подростки в спектре аутизма потребуют большого объема дополнительной поддержки от семьи и школы», — говорит доктор Кифер. Эта поддержка может принимать разные формы: родители и учителя могут поддерживать систематическую коммуникацию, учителя могут проверять, что дети правильно записали все домашние задания, учителя могут помочь ученику с аутизмом выделить небольшие шаги для выполнения крупного проекта и проставить сроки для выполнения каждого шага.

В младших классах часто предоставляется такая поддержка с организацией, а также с социальными навыками. Однако такая помощь часто уменьшается или полностью исчезает в средних и старших классах, когда учеников считают более самостоятельными. «В целом, чем старше ваш класс, тем меньше у вас будет поддержки и страховки от учителей», — отмечает доктор Розенталь.

Это может вызывать проблемы. «Большинство детей в спектре аутизма нуждаются в такой же поддержке на протяжении всего школьного обучения», — говорит доктор Кифер.

Дома подростки могут нуждаться в помощи с домашними заданиями и повседневными делами, даже если они стремятся к большей независимости. Так называемое подростковое бунтарство создает особые проблемы для подростков, которые все еще нуждаются в большом объеме руководства, и чьи родители привыкли такое руководство предоставлять.

«Родителям таких детей очень трудно их «отпустить», и им трудно продолжать оставаться «помощником», так как дети начинают им сопротивляться», — говорит доктор Кифер. В таких случаях подростку может быть полезно работать с консультантом или психологом.

Подготовка к половому созреванию
Аутичные дети предподросткового и подросткового возраста нуждаются в большем объеме информации и руководстве, чем их сверстники, и в других областях. Это, в первую очередь, касается полового созревания и сексуального развития. Исследователь аутизма, Линн Керн Кегель, призывает родителей начинать учить своих детей вопросам полового созревания как можно раньше, «чтобы подготовить ребенка до того, как он или она испытает лишнее беспокойство из-за совершенно естественных изменений в своем теле».

Не предполагайте, что дети с РАС поймут, как стандартные школьные уроки о здоровье относятся к их собственной жизни, говорит доктор Кифер. «Я часто встречаю молодых людей и девушек, которые прекрасно знают все, что связано с биологическими аспектами репродукции, но они даже не представляют, какое отношение это имеет к ним, или как это связано с социальным и романтическим поведением, включая вопросы личной безопасности».

Дети с РАС не могут интуитивно понять, какая информация и телесные проявления должны скрываться, объясняет Сайсиль-Кира. Например, девочке-подростку могут понадобиться объяснения, что не надо обсуждать менструацию за обеденным столом.

Уход за собой и личная гигиена
Некоторые подростки могут нуждаться в напоминаниях о душе и бритье. Они могут не понимать связи между уходом за собой и социальным принятием, либо у них может отсутствовать социальная мотивация выглядеть аккуратно и хорошо пахнуть. «Их могут подвергать остракизму из-за проблем с личной гигиеной, но они могут не связывать одно с другим, либо им может недоставать навыков, чтобы решить эту проблему», — говорит доктор Кифер.

Сайсиль-Кира рекомендует провести детективное расследование, чтобы определить, что именно мешает вашему подростку принимать душ. Он понимает важность и принципы хорошей гигиены? У него есть сенсорные проблемы? Возможно, он не выносит, когда ему на голову льется в вода. В этом случае, говорит она: «Дайте ему ковш, чтобы мыть голову, так что он сможет контролировать поток воды».

Однако даже хорошая гигиена не сможет защитить от разочарований и неуверенности, которые всегда сопровождают подростковый возраст. Социальный мир подростков состоит из клик и стайной иерархии, он становится гораздо сложнее в старших классах. Плюс появляется мир свиданий с массой неписанных правил, и ученики с РАС могут чувствовать себя изгоями.

Проблемы с социальными и коммуникативными навыками являются основными факторами риска перед травлей. Исследование Интерактивной сети аутизма показало, что подростки с РАС подвергаются травле гораздо чаще, чем их братья и сестры без аутизма, и что пик травли приходится на 5-8 класс школы.

Поиск своего места в социальном мире
Даже если им удается избежать травли, многие подростки с РАС страдают от социальной изоляции. Крупное национальное исследование, проведенное в США среди подростков, получающих услуги коррекционного образования, показало, что ученики с РАС гораздо реже участвуют в социальных мероприятиях, чем подростки с речевыми и языковыми нарушениями, проблемами обучения или нарушениями интеллекта.

Более 40% подростков с РАС ни разу не встречались с друзьями вне школы. Половину подростков никогда не приглашали принять участие в каких-то совместных занятиях. 54% подростков с РАС никогда не звонил друг.

Маленькое исследование показало, что «социальная изоляция прогрессирует с возрастом для значительной доли молодых людей» с РАС в возрасте от 9 до 18 лет, и это не зависит от уровня интеллекта.

«Подростки говорят, что самое трудное в их жизни — это то, что у них нет друзей. Многие люди думают, что таким подросткам просто не нужны друзья, но это не так», — говорит Сайсиль-Кира.

Доктор Кифер отмечает, что многие подростки и молодые люди с РАС хотят, как минимум, принятия со стороны окружающих. «У них есть потребность в принятии, чтобы рядом были люди, которые хорошо к тебе относятся, с которыми у тебя есть общие интересы», — говорит она.

При аутизме часто встречаются «особые интересы», которые позволяют избежать социального взаимодействия, если подросток полностью погружен в свою любимую тему. «Однако если использовать их с умом, особые интересы могут стать инструментом для общения с другими людьми. Например, если этот интерес — компьютерные игры, то он часто позволяет мальчикам-подросткам находить общий язык», — говорит доктор Кифер.

Воспитание подростка — задача не из легких, но этот труд нельзя назвать неблагодарным, говорит Сайсиль-Кира. «Какие-то годы будут тяжелыми, но когда личность вашего ребенка начнет проявляться, это просто потрясающе», — считает она.

Сама Сайсиль-Кира продолжает постоянно узнавать что-то новое про своего сына, у которого есть небольшие навыки устной речи, и который может печатать на компьютере для общения. Недавно он начал рисовать и даже продавать некоторые из своих работ. «Никогда нельзя опускать руки, потому что в любой момент могут возникнуть новые возможности», — говорит она.


Центр стимуляции Мозга: обучающие и развивающие методики для детей с РАС.
Марина55

 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19


Вернуться в Детское здоровье, болезни и лечение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron