Модератор: Азбука_для_родителей

Тревожность у детей

Непрочитанное сообщение Марина55 » 21 ноя 2019 09:18

Тревожность у детей: причины ее возникновения и особенности проявления.


В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных требований ребенка.

Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанным с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
Эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии у детей иногда могут быть вызваны неудовлетворением их притязаний на успех. Эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдается у детей с высокой самооценкой, у которых нет возможностей для реализации своих притязаний.
От неудовлетворения потребностей у ребенка вырабатываются механизмы защиты. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах; вступает в конфликт со всеми, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность. Стремление защитить себя от собственной слабости, не допустить в сознании неуверенности в себе, гнев, раздражение, может стать хроническим и вызывать переживание тревоги.

Главная задача состоит в том, чтобы привести в соответствие потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо опустить самооценку. Но наиболее реальный путь – это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.

Исследования ученых показывают, что тревожность является результатом реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – стресса. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональные переживания, не спокойствия, не уютность и не уверенность за свое благополучие, которые можно рассматривать как проявление тревожности.

Уже к 4 – 5 годам у ребенка может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.

Тревожность – это ожидание того, что может вызвать страх. Можно выделить несколько источников тревоги:

Тревога из-за потенциального физического вреда. Это вид беспокойства возникает в результате ассоциатирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.
Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших детей чувство вины характеризуется чувством самоунижения, досады на себя, как не достойного.
Тревога из-за не способности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.
Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствий к достижению желаемой цели.
Тревога свойственна человеку в той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянию.
В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.

Страх может развиваться у человека в любом возрасте:

у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи,
на 2-м году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников).
В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства.
В 5-7 лет ведущим становится страх смерти.
От 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают"




Детский Психолог Стороженко Анна:


-Работает в подходе «Центрированная на личности терапия по К.Роджерсу», фокусирование по Ю.Джендлингу, не директивная игровая терапия
В работе использует рисуночные техники, лепку из пластилина.


Профессиональная помощь детям и родителям с разбором истоков детских страхов, стрессов и "плохого" поведения спровоцированного внешними факторами.

Развитие речи и познавательных процессов, коррекция поведенческих проблем у детей с ЗПР, ЗПРР, аутизмом, гиперактивностью и дефицитом внимания, с. Дауна и другими нарушениями.

Подготовка к школе и помощь в индивидуальном обучении сложных деток. Сопровождение в освоении школьной программы, долгосрочная коррекционная поддержка процесса учебы.

Обучение родителей методам развития ребенка.

Консультации родителей по вопросам поведения и адаптации ребенка, проводит психодиагностику, составляет программу коррекции.

Проводит индивидуальную психотерапию детей, подростков, взрослых, семейную психотерапию.

запись к психологу: Центр Стимуляции Мозга (
+38(092) 222-02-00)
Марина55

 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Тревожность у детей

Непрочитанное сообщение Марина55 » 22 ноя 2019 08:35

Критерии определения тревожности у ребенка.

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.


Признаки тревожности:

Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя - 7-14 баллов.
Низкая - 1-6 баллов.


Детский Психолог Стороженко Анна:


-Работает в подходе «Центрированная на личности терапия по К.Роджерсу», фокусирование по Ю.Джендлингу, не директивная игровая терапия
В работе использует рисуночные техники, лепку из пластилина.


Профессиональная помощь детям и родителям с разбором истоков детских страхов, стрессов и "плохого" поведения спровоцированного внешними факторами.

Развитие речи и познавательных процессов, коррекция поведенческих проблем у детей с ЗПР, ЗПРР, аутизмом, гиперактивностью и дефицитом внимания, с. Дауна и другими нарушениями.

Подготовка к школе и помощь в индивидуальном обучении сложных деток. Сопровождение в освоении школьной программы, долгосрочная коррекционная поддержка процесса учебы.

Обучение родителей методам развития ребенка.

Консультации родителей по вопросам поведения и адаптации ребенка, проводит психодиагностику, составляет программу коррекции.

Проводит индивидуальную психотерапию детей, подростков, взрослых, семейную психотерапию.

запись к психологу: Центр Стимуляции Мозга

+38(092) 222-02-00)
Марина55

 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Тревожность у детей

Непрочитанное сообщение Марина55 » 23 ноя 2019 11:55

Методика БАК в лечении расстройстве эмоционального состояния и нарушений сна у детей:

Принципиально новый оригинальный подход, при котором облегчается и стимулируется процесс связеобразования между нервными клетками, был предложен в методе Биоакустической коррекции.
Суть метода
Как известно, мозг управляет практически всеми процессами в нашем организме. Биоакустическая коррекция позволяет восстановить нормальную работу мозга, в случае если по каким-либо причинам она нарушена.

Метод биоакустической коррекции — это возможность с помощью специальной компьютерной программы преобразовывать сигналы мозга, полученные из электроэнцефалограммы человека, в звук. Во время процедуры пациент в буквальном смысле слушает «музыку» своего мозга. Но самым главным является то, что при обратном воздействии звука на нейроны мозга происходит непроизвольная саморегуляция организма, что можно наблюдать в режиме реального времени при помощи электроэнцефалограммы.


В процессе сеанса пациент в течение 20 минут прослушивает музыкальный фрагмент из электроэнцефалограммы самого пациента.
Методика БАК абсолютно безболезненна и безопасна! Она рекомендована детям любого возраста, начиная с рождения. Все, что требуется перед началом курса биоакустической коррекции — это консультация невролога.


показания

нормализация эмоционального состояния (редукция симптомов депрессии и раздражительности)
енурез
онихофагия
бруксизм
лунатизм
снятие слабости и повышенной утомляемости
восстановление сна
улучшение памяти и внимания


подробнее:
https://mind-stimulation.com/services/metod-bioakusticheskoj-korrekcii-u-detei/
Марина55

 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Тревожность у детей

Непрочитанное сообщение Марина55 » 25 ноя 2019 08:54

Детский Психолог Стороженко Анна:


-Работает в подходе «Центрированная на личности терапия по К.Роджерсу», фокусирование по Ю.Джендлингу, не директивная игровая терапия
В работе использует рисуночные техники, лепку из пластилина.


Профессиональная помощь детям и родителям с разбором истоков детских страхов, стрессов и "плохого" поведения спровоцированного внешними факторами.

Развитие речи и познавательных процессов, коррекция поведенческих проблем у детей с ЗПР, ЗПРР, аутизмом, гиперактивностью и дефицитом внимания, с. Дауна и другими нарушениями.

Подготовка к школе и помощь в индивидуальном обучении сложных деток. Сопровождение в освоении школьной программы, долгосрочная коррекционная поддержка процесса учебы.

Обучение родителей методам развития ребенка.

Консультации родителей по вопросам поведения и адаптации ребенка, проводит психодиагностику, составляет программу коррекции.

Проводит индивидуальную психотерапию детей, подростков, взрослых, семейную психотерапию.

запись к психологу: Центр Стимуляции Мозга

Как работает детский психолог

Как это выглядит?
1. Обычная (хотя и необязательная) практика работы с ребенком предполагает встречи (их еще называют сессиями или занятиями) с ребенком 1 или несколько раз в неделю. Сессия традиционно длится 50-60 минут. Мама/родители ребенка тоже встречаются с психологом – 1 или 2 раза в месяц, чтобы обсудить происходящее с ребенком, задать вопросы.
2. На сессии ребенок может играть, рисовать, рассказывать о своих делах, снах, фантазиях. Иногда ребенку нужно помолчать или заплакать. Если по возвращении домой он захочет вам что-нибудь рассказать, выслушайте его, но не старайтесь расспрашивать. Если он ничего не рассказывает, это нормально, не нужно пытаться разузнать подробности. Если вы видите, что ребенок чем-то встревожен после сессии, предложите ему упомянуть об этом на следующей встрече.

Сколько это будет продолжаться?
1. Работа с ребенком может быть краткосрочной – если его проблема не имеет глубоких корней. В таком случае вам потребуется 10 или несколько больше сессий. В иных случаях нарушения могут иметь более серьезный характер, тогда для их коррекции потребуются месяцы. Обычно после первых занятий психолог уже может судить о темпе, в котором работает ваш ребенок.
2. Бывают случаи, когда очевидна связь проблем ребенка с состоянием родителей (чаще всего – мамы), в таких случаях психолог может рекомендовать родителям/маме встретиться несколько раз отдельно, чтобы заняться их личными проблемами. Бывают ситуации, когда прежде, чем начинать работать с ребенком, психолог предлагает маме серию консультаций. Такая практика во много раз повышает эффективность работы с ребенком. Однако это не означает, что психолог, работающий с вашим ребенком, становится вашим психологом. Если вам показана психотерапевтическая помощь, психолог вашего ребенка может сообщить вам об этом, порекомендовав вам кого-либо из своих коллег. В мировой практике не принято работать одновременно с членами одной семьи. Если вам предложили такой вариант – это повод задуматься о компетентности вашего психолога.

Обратите внимание!
Детский психолог – это психолог, работающий с детьми в настоящее время/в данном месте. Это не означает, что он не умеет работать со взрослыми. Если вам говорят «я - детский психолог, со взрослыми не работаю, т.к. меня этому не учили», - ищите другого специалиста.
Марина55

 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Тревожность у детей

Непрочитанное сообщение Марина55 » 26 ноя 2019 09:04

К кому идти за советом и/или лечением?
Иногда бывает очень трудно сориентироваться в многочисленных жалобах и понять, к какому специалисту следует вести ребенка. Общий совет дать трудно, в каждом случае должен быть индивидуальный подход, ясно тут одно: следует обращаться именно к специалистам, избегая разного рода шарлатанов, которые, не имея соответствующего — многолетнего! — образования, без всяких на то оснований объявляют себя психологами, психоаналитиками и даже психиатрами.

Детский психолог или психиатр может порекомендовать ребенку специфическую помощь — индивидуальную (например, занятия с логопедом или специалистом по психомоторному развитию) или в небольшой группе. В определенных случаях он может порекомендовать семейную терапию.

Надо помнить, что психолог — это не врач, у него совершенно иные методы работы, чаще всего связанные с разного рода тестированием. А вот лекарства выписывать он не может.



Оксана Васильевна Чернова
Детский психиатр
Медицинское обследование (консультация, осмотр, анализ результатов инструментальных, лабораторных, генетических обследований, составление плана лечения, коррекционной работы, наблюдение). Осмотры: психиатрический, неврологический, генетический. Психологическая поддержка родителей и обучение установления взаимодействия и взаимопонимания с ребенком с психическими расстройствами, рекомендации по образовательным программам, режимному поведению. Консультации взрослых пациентов с пограничными расстройствами психики.

Лечение,консультирование :
Детский аутизм, расстройства общего развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста, расстройства рецептивной и экспрессивной речи, заикание, тикозные расстройства, нарушения поведения и эмоциональные расстройства, нарушения интеллектуального развития, патология мышления и восприятия, нарушение функций тазовых органов (энурез, энкопрез ), нарушение психологического развития у детей с ДЦП, эпилепсией

ГДЕ: Киевский Центр Стимуляции Мозга
Марина55

 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Тревожность у детей

Непрочитанное сообщение Марина55 » 27 ноя 2019 08:57

Мотивы обращения к детскому психиатру

Что родителей должно насторожить в состоянии ребенка, когда имеет смысл обратиться к детскому психиатру?

В раннем возрасте - общая нервность (раздражительность, возбудимость, сниженный аппетит, двигательное беспокойство, склонность к беспричинным колебаниям температуры).

В дошкольном и раннем школьном возрасте - гиперактивность (после 3-х лет), заторможенность, стойкие однообразные игры, особенно с неигровыми предметами (с веревочками, палочками), навязчиво повторяющиеся движения или действия, патологические привычки (кусание ногтей, выдергивание волос, раздражение половых органов, раскачивание перед сном, чрезмерная склонность к фантазированию (когда ребенок перевоплощается в образ и подолгу из него не выходит), отставание в речевом, психическом развитии, дневное или ночное (после 6 лет) недержание мочи, кала (при отсутствии поражения спинного мозга и урологических заболеваний), заикание, стойкие повторяющие страхи в дневное и ночное время, снохождение, сноговорение, нарушение выработки школьных навыков.

В подростковом возрасте - нарушения поведения (агрессивность, жестокость, склонность к уходам и бродяжничеству, суицидальные высказывания, ненависть к близким, замкнутость), упорное ограничение приема пищи со стремлением похудеть, болезненное отношение к реальному незначительному физическому недостатку (чрезмерная фиксация на нем), чрезмерные односторонние увлечения, которым уделяется большая часть времени в ущерб учебе и общению.

Мифы о психиатрии

Миф 1: Психиатр, психотерапевт и психолог - это одно и то же

Психолог - это не врачебная специальность, он занимается психодиагностикой и психокоррекцией, но не назначает лечение. Психологи, работающие в школах - это, как правило, педагоги-психологи, которые работают со здоровыми детьми. И только клинические психологи, получившие образование в медицинских вузах, имеют представление о психической патологии и о том, как с ней работать. Психиатр - это врач, который ставит психиатрический диагноз, назначает необходимое дополнительное обследование и лечение. Психотерапевт — это врач-психиатр, прошедший специализацию по психотерапии. Он занимается немедикаментозным лечением психической патологии - специальными методами воздействует на психику, а через психику – на весь организм.

Миф 2: Если обратиться к психиатру, обязательно «поставят на учет».

В нашей стране согласно «Закону о психиатрической помощи» обращение к психиатру - дело сугубо добровольное. Осмотр, наблюдение, лечение ребенка до 15 лет проводятся только с согласия его законных представителей (родителей, опекунов), а с 15 лет - и с согласия самого подростка. Недобровольным осмотр, наблюдение, лечение может быть в случае, если ребенок опасен для себя или окружающих, но на это требуется решение суда, которое выносится на основании доводов врача-психиатра.

После осмотра ребенка, выявления проблем, детский психиатр разъясняет родителям необходимость тех или иных мер:
• при психологических проблемах или связанных с неправильным воспитанием в семье, направляет к психологу или психотерапевту;
• при невыраженной психической патологии, то есть неврозах, задержках психического развития, нарушениях поведения - берет под наблюдение в консультативную группу, то есть родители обращаются на прием по мере необходимости; если в течение года не обращаются, то снимает с наблюдения; амбулаторная карта отправляется в архив;
• при хронических психических расстройствах с тяжелыми частыми обострениями ребенок берется под диспансерное наблюдение - он нуждается в регулярных осмотрах врача и лечении.

Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ.

Миф 3: Если один раз обратился к психиатру с ребенком, об этом узнают в детском саду, школе, на работе.

Согласно всё тому же «Закону о психиатрической помощи» сведения об обращении или наблюдении не распространяются - они являются врачебной тайной, охраняемой законом. Врач-психиатр может давать сведения только законным представителям ребёнка, следственным органам или суду по их запросу.

Миф 4: Если в детстве обращался к психиатру, то когда ребенок вырастет, ему не разрешат водить автомобиль, не подпишут разрешение на работу, и не будут считать годным для службы в армии.

Если человек в детстве наблюдался у психиатра, а потом был снят с наблюдения, амбулаторная карта хранится в архиве 25 лет. Когда он приходит на комиссию для получения водительских прав, на работу, то, как правило, «детские» диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в армии.

N.B. Если у родителя возникают сомнения – это болезнь или отклонение, если уже не хватает ресурсов помогать ребенку, конечно, лучше обратиться за квалифицированной помощью. Забота о благополучии и здоровье ребенка – важнее всего.

Оксана Васильевна Чернова
Детский психиатр
Медицинское обследование (консультация, осмотр, анализ результатов инструментальных, лабораторных, генетических обследований, составление плана лечения, коррекционной работы, наблюдение). Осмотры: психиатрический, неврологический, генетический. Психологическая поддержка родителей и обучение установления взаимодействия и взаимопонимания с ребенком с психическими расстройствами, рекомендации по образовательным программам, режимному поведению. Консультации взрослых пациентов с пограничными расстройствами психики.

Лечение,консультирование :
Детский аутизм, расстройства общего развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста, расстройства рецептивной и экспрессивной речи, заикание, тикозные расстройства, нарушения поведения и эмоциональные расстройства, нарушения интеллектуального развития, патология мышления и восприятия, нарушение функций тазовых органов (энурез, энкопрез ), нарушение психологического развития у детей с ДЦП, эпилепсией

ГДЕ: Киевский Центр Стимуляции Мозга
Марина55

 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Тревожность у детей

Непрочитанное сообщение Anastasia977 » 10 фев 2020 14:39

В таком случае, нужно обращаться к психолагам, чтобы помогли решить проблемы ребенка.
Аватара пользователя
Anastasia977

 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 10 фев 2020 13:53

Re: Тревожность у детей

Непрочитанное сообщение Марина55 » 17 фев 2020 10:04

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту...
Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).
Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают "нервные" дети. Однако известно что "нервными" бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает
Лечение нервных тиков у детей направлено на решение двух ключевых задач – убрать физические проявления тиков и научить социальной адаптации.
Первая часть задачи решается с помощью современных аппаратных методик лечения. БиоАкустическая Коррекция, транскраниальная микрополяризация, помогают мозгу «научиться» справляться со стрессами, восстанавливают функциональность определенных структур мозга.
Для улучшения навыков социальной адаптации пациенты также проходят курс занятий с психологом, главная задача которого – помочь ребенку справиться с негативным отношением к тикам, обрести уверенность в себе, научиться справляться с тревожностью и напряжением.
Подробнее-
https://mind-stimulation.com/services/nervnye-tiki-u-detej/
Марина55

 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Тревожность у детей

Непрочитанное сообщение Марина55 » 18 фев 2020 08:40

Когда нужно обратиться к Неврологу чтобы исключить СДВГ:

Импульсивность
Гиперактивные дети легко поддаются эмоциям: веселым или грустным. Они часто плаксивы, заводятся с пол оборота.

Игнорирование правил поведения
Для них не существует социальных норм. Уговоры и разговоры на эту тему совсем не работают. И наказания при этом не дают никакого эффекта. Наоборот, после наказаний ребенок хуже себя ведет.

Проблемы со сном
Гиперактивный ребенок плохо спит. Иногда проблемы начинаются уже с рождения. Только у остальных детей сон выравнивается. Гиперактивный ребенок часто просыпается, крутится, может говорить во сне. Даже сильная усталость не помогает уснуть крепко.

Проблемы в обучении
Это могут быть проблемы с речью, памятью и т.д. "Влетает в одно ухо, а вылетает в другое" - это про них. Его совсем не интересует наука. Он не задает сто вопросов «почему». Когда же вопрос проскакивает, он не дослушивает ответ до конца.

Если у вашего ребенка наблюдаются подобные симптомы, не лишним будет проконсультироваться с детским неврологом. Пускай лучше он сочтет, что вы слишком мнительны, чем вы затяните с оказанием помощи ребенку


Центр стимуляции Мозга. Коррекция СДВГ,новейшие немедикаментозные методики коррекции всех видов задержки и нарушения развития
Марина55

 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Тревожность у детей

Непрочитанное сообщение Марина55 » 19 фев 2020 09:42

Как тревожность приводит к агрессии у детей

У 10-летнего мальчика часто случались вспышки гнева в школе. Он затевал драки, если одноклассники говорили ему что-то неприятное. Когда учитель пытался их разнять, мальчик разбрасывал бумаги и книги, а затем выбегал в коридор. После случившегося мальчика отводили в кабинет психолога, где все старались его успокоить, а он пытался оттолкнуть учителя и убежать из кабинета.

Со стороны могло показаться, что мальчик страдает от серьезного психического расстройства. Такие приступы гнева случались у него не впервые. Учителя настаивали на том, чтобы родители забирали его на обед, поскольку ему запретили ходить в школьную столовую из-за плохого поведения.

Скрытая тревога

Что же происходило на самом деле? У ребенка оказался очень высокий уровень социальной тревожности. Он не мог выносить никакой критики – даже высказанной в конструктивной и мягкой форме. Это вызывало у него смущение и сбивало с толку, и когда одноклассники говорили ему что-то, причиняющее даже малейший дискомфорт, он просто не мог совладать с эмоциями и действовал по принципу «дерись или убегай». Ребенок с агрессивным поведением на самом деле может испытывать сильное волнение, с которым не может справиться самостоятельно.

Эта история показывает, что агрессивное поведение ребенка часто вызвано неосознанной тревогой. В силу своего возраста ребенок не умеет справляться с тревожностью или не понимает, что именно он чувствует. У младших детей тревога обычно вызывает скованное поведение, но может проявляться вспышками гнева и агрессивным поведением.

Симптомы тревоги

Существует множество способов проявления тревоги, поскольку в её основе лежит физиологическая реакция на внешнюю угрозу. Эта реакция максимально мобилизует ресурсы организма, чтобы человек мог бороться с источником угрозы или убежать от него. Поэтому некоторые дети в таких случаях пытаются избежать источника страха, а другие – преодолеть некомфортную ситуацию. Неуправляемые эмоции ребенка родители могут принимать за гнев или непослушание.

Тревога скрывается за множеством симптомов. Она похожа на некоторые эмоциональные и поведенческие реакции. Дети, не умеющие выражать свои чувства, проявляют тревогу с помощью неуправляемого поведения. В основном у детей проявляются такие симптомы тревоги, как нарушения сна, избегание определенных занятий или нарочито сдержанное поведение. Такие симптомы легко распознать. Однако тревога может быть и скрытой.

Когда у ребенка случаются приступы гнева или проявляется агрессивное поведение в школе, а в магазине у него может случиться истерика, трудно сразу определить причину такого поведения. Однако, если проконсультироваться с психологом, оказывается, что ребенок страдает от сильной тревоги.

Проблемы в школе

Дети, испытывающие сильную тревогу, проявляют агрессивное поведение в школе из-за того, что не могут справиться со школьными требованиями и ограничениями. Такое поведение возникает без видимой причины, и это сбивает с толку учителей.

Психологи считают, что детям с чувством тревоги, которая выражается через агрессивное поведение, трудно учиться в школе. Ведь их агрессия направлена в первую очередь на учителей – людей, способных помочь им почувствовать себя в безопасности. И когда таких детей выгоняют из класса за плохое поведение, они много времени предоставлены сами себе вместо того, чтобы научиться справляться с тревогой в классе.

Агрессивное поведение ребенка в школе часто связано с эмоциональными травмами, которые он получает дома. Если дома ребенок не чувствует себя в безопасности, в школе он склонен проявлять агрессивное поведение. Особенно ярко это проявляется у детей с синдромом дефицита внимания. Они гиперактивны и конфликтны, им сложно усидеть на месте и придерживаться школьной дисциплины.

Как учитель может помочь ребенку справиться с тревогой

Учителю важно разобраться в причинах агрессивного поведения ребенка, а не делать поспешные выводы о том, что ребенок пытается таким образом унизить учителя. Когда учитель устанавливает доверительные взаимоотношения с ребенком, он понимает, как чувствует себя ученик и что провоцирует его агрессивность, и помогает справиться с тревогой.

При этом эффективными могут оказаться многие методы – от дыхательных упражнений до бесед с целью отвлечь ребенка от тревожных переживаний. Учитель может также обратить внимание школьного психолога на симптомы у его ученика. Объединив усилия, можно будет добиться снижения уровня тревоги у ребенка.

Тревога и синдром дефицита внимания

Тревога имеет схожие симптомы с синдромом дефицита внимания, поэтому их часто путают. Невнимательность ребенка, постоянное нарушение школьного распорядка и дисциплины в классе, конфликты с одноклассниками – такие симптомы часто принимают за признаки синдрома дефицита внимания, хотя на самом деле они могут свидетельствовать о тревоге. Существуют и отличительные признаки у этих двух видов расстройства. Так, дети с синдромом дефицита внимания задают много вопросов, в то время как дети, испытывающие тревогу, этого не делают. Это происходит не потому, что они не слушают учителя, а потому, что чувствуют себя в классе недостаточно уверенно.

Как определить у ребенка тревожность

Тревожность у ребенка выглядит как агрессивное поведение или сосуществует с ним. Дети имеют довольно сложную психику, поэтому им требуется качественная и всесторонняя диагностика.

Качественная диагностика предполагает сбор данных из многих источников, а не только опрос родителей. Психологу следует поговорить с учителями и другими людьми, связанными с жизнью ребенка, потому что в некоторых случаях ребенок ведет себя дома и в школе абсолютно по-разному. Также следует принимать во внимание все проявления его поведения, а не только наиболее очевидные.

Учителям не следует обвинять ребенка в плохом поведении или успеваемости, не разобравшись в их причинах. Слыша такие оценочные суждения ежедневно, ребенок примет это для себя как очевидный факт и ему станет еще труднее справляться с тревогой.
Марина55

 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

След.

Вернуться в Воспитание детей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4