Модератор: Азбука_для_родителей

Когнитивное развитие ребенка

Непрочитанное сообщение Марина55 » 18 май 2020 11:36

ПЕРИОД ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, 2-7 ЛЕТ
В этот период в сознании ребенка постепенно происходит разрыв между конкретным объектом, воспринимаемым чувствами (зрением, слухом, осязанием, вкусом) и понятием об этом объекте, он подходит к этапу, когда его мозг может оперировать отвлеченными категориями. С 2-х летнего возраста уже становится возможным проводить специальные тесты в случае подозрения на задержку темпов развития. В отличие от следующего этапа, для дооперационального периода характерна центричность восприятия – ребенок не понимает, что могут быть разные точки зрения на один предмет, не осознает, что любой объект имеет множество свойств, отождествляет вещь и ее свойство (сахар сладкий, вода мокрая). Это нормально и не является признаком задержки развития ребенка.

ПЕРИОД КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, 7-11 ЛЕТ
Если в предыдущий период ребенок различает предмет и понятие о нем, то приблизительно с 7-летнего возраста (6-8 лет), он уже способен этими понятиями оперировать. Такое умение критично для школьного обучения, где требуется мыслить категориями, выстраивать иерархии, и организовывать информацию в систему знаний. Задержка интеллектуального развития здесь может проявляться в неспособности к логическим операциям – ребенок не видит общее и частное, сходства и различия и т.д. Для этого этапа характерны речевые дисфункции, такие как дислексия, дисграфия. Как правило, расстройства на этом этапе относятся к синдрому легких когнитивных нарушений и могут быть успешно скорректированы.

ПЕРИОД ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, 11-15 ЛЕТ
В этот период у ребенка развивается важная способность – мыслить гипотетически, совершать сложные умственные построения: дедукции, редукции, конъюнкции, дизъюнкции и пр. Именно на этом этапе заканчивается младшая школа (4 класс), дети переходят в среднюю школу и начинают решать задачи по математике, физике и пр., требующие абстрактного мышления, изучают теоремы, работают с гипотезами. Не все школьники сразу справляются с такой непривычной нагрузкой, и это не всегда говорит о синдроме когнитивных и эмоционально волевых нарушений. Часто сложности с освоением учебной программы являются индивидуальной особенностью развития и не считаются задержкой в развитии. В любом случае консультация с опытным педагогом и детским психологом поможет определить – как помочь ребенку.

НАРУШЕНИЯ И КОРРЕКЦИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ
В зависимости от времени проявления задержки умственного развития у детей и от их специфики – моторные, речевые, эмоциональные расстройства, СДВГ и пр. назначаются диагностические мероприятия и рекомендуется лечение.

Как правило, самые тяжелые расстройства проявляются в раннем возрасте, и чем позже дебют симптома, тем вероятнее, что речь идет о синдроме легких когнитивных нарушений. В любом случае, нарушение когнитивных функций у детей – очень деликатная сфера, требующая профессиональных знаний, поэтому любые сомнения родителям лучше проверять у компетентных специалистов – педагогов, психологов, дефектологов, невропатологов. Программы для детей с задержкой психического развития и современные методики терапии позволяют добиться выраженного положительного результата на любой стадии расстройства.
Марина55

 
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Когнитивное развитие ребенка

Непрочитанное сообщение Марина55 » 19 май 2020 17:06

Возможные последствия нарушений развития у детей

К каким жизненным проблемам могут привести нарушения в когнитивном развитии в раннем возрасте? В первую очередь это сниженная способность к абстрактному мышлению: ребёнок не понимает значения отдельных слов, не может сделать самостоятельное умозаключение, выделить основное из поступающей ему информации. А в современном мире информация — это то, чем мы вынуждены оперировать непрерывно.

В социальном плане абстрактное мышление отвечает за формирование дружеских и партнёрских связей в будущем: ребёнок должен учиться понимать окружающих людей, свои сходства и отличия от них, чтобы выстраивать коммуникацию и налаживать бытовые связи. Это то, без чего невозможно представить нормальную человеческую жизнь в отличие от телевидения и гаджетов. В крайней форме проблемы когнитивного развития, обусловленные нарушениями в эмоциональной сфере жизни ребёнка, могут впоследствии привести к развитию социопатии.

Другой тип проблем, связанных с нарушениями когнитивного развития, — это сужение личностных интересов: когда ребёнок не интересуется ничем, кроме своих базовых, примитивных потребностей. Это значительно сужает социальное окружение ребёнка: он не в состоянии поддерживать отношения с теми людьми, дружба с которыми развивала бы его как личность.

Скорректировать когнитивное развитие можно — и тому есть много примеров. Но только до определённого возвраста, ориентировочно 10-12 лет. После этого личность ребёнка «кристаллизуется», и изменить её будет очень сложно. В любом случае предшествующий изменениям «неблагополучный» период повлияет на развитие личности — ничто не проходит бесследно.
Марина55

 
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Когнитивное развитие ребенка

Непрочитанное сообщение Марина55 » 20 май 2020 12:25

Младший школьный возраст является сензитивным (благоприятным) периодом для формирования навыков учебной деятельности, организованности, саморегуляции и развития всех когнитивных способностей (мышления, внимания, памяти и т.д.). Учебная деятельность способствует развитию всех этих способностей у ребенка.

Мышление. К 7 годам ребенок достигает начала уровня конкретных операций (логическое мышление). На этом уровне ребенок способен теоретически рассуждать о мире, в котором живет, а также строить предположения о будущем, оценивая вероятность наступления того или иного события. Так, например, ребенок, может предположить, сколько выдохов нужно сделать, чтобы надуть шарик, не лопнув его. Однако такая способность теоретически мыслить распространяется лишь на конкретные объекты и социальные отношения, которые доступны наблюдению и проверке.

Все это проявляется и при усвоении учебного материала, когда формируются: логико-арифметические операции; понятия числа, классов, отношений; развивается способность к иерархической классификации и т. д. Процесс обучения стимулирует развитие абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом. Подобное происходит и на уроках русского языка при усвоении слова, которое сначала неотделимо от предмета, но постепенно само становится предметом изучения.

Начинают формироваться научные понятия, отличающиеся обобщенностью и систематичностью. Младший школьник может усвоить существенные признаки определенного понятия, но при отнесении понятия к конкретным объектам может все еще опираться на их внешний образ. Например, ребенок может отнести кита к понятию «рыбы» по его внешнему виду и среде обитания, несмотря на объяснения учителя, что кит дышит воздухом и кормит детенышей молоком (понятие «млекопитающее»). Таким образом, умственные операции младших школьников, еще далеки от совершенства. Однако, скорость перехода к логическому мышлению, уровень усвоения научных понятий, может существенно различаться в зависимости от эффективности обучения.

Интерес к обучению во многом зависит от внутренней направленности ребенка, от его заинтересованности познавать новое. Ребенок приобретает уверенность в своих силах и способностях, справляясь с очередной задачей, открывая для себя новую закономерность.

С развитием мышления в процессе обучения, осознаются и становятся произвольными и другие психические процессы — внимание, восприятие, память.

Внимание
Первое что требуется от ребенка в школе это внимание. Учитель указывает детям, куда нужно направить внимание (например, на школьную доску), а ребенок должен произвольно перевести свое внимание и удерживать его. Сложность заключается еще и в том, что часто материал для ребенка не очень привлекателен (цифры в руках учителя менее интересны, чем игра с соседом по парте). И ребенку нужно путем собственных усилий все время держать фокус внимания на том, что говорит или показывает учитель. Развитие внимания у ребенка идет в направлении от выполнения целей, которые ставит взрослый («откройте тетради», «отступите пять клеточек»), к целям, которые ставит сам ученик, к самостоятельному планированию своей учебы и распределению внимания в течение дня.

На протяжении всего младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие основных свойств внимания: увеличивается его объем, повышается устойчивость, развиваются навыки избирательности и переключения.

мышление и восприятие ребенка в начальной школе
Восприятие
Восприятие из процесса узнавания и различения, становится наблюдением. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки (буква Й отличается от И волнистой чертой сверху), обучает способам фиксации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится преднамеренным и целенаправленным наблюдением. В результате ребенок становится способным самостоятельно организовывать свое восприятие и сохранять его результат.

Память
В процессе учебы ребенок начинает осознавать мнемическую задачу — задачу специально запомнить определенный материал. Учится контролировать процесс запоминания и овладевает различными приемами запоминания. Ставя себе задачу запомнить определенный материал, младший школьник может использовать различные стратегии запоминания: повторение, ассоциации, переработка материала, организация материала и др. Память является одним из ключевых навыков для успешного освоения знаний.

Однако для того, чтобы ребенок овладел собственной мнемической деятельностью, необходима целенаправленная работа для научения произвольному запоминанию. Важно донести до ребенка идею необходимости активной работы с запоминаемым материалом и научить определенным стратегиям запоминания.
Марина55

 
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Когнитивное развитие ребенка

Непрочитанное сообщение Марина55 » 21 май 2020 16:40

огда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку.

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.
Марина55

 
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19

Re: Когнитивное развитие ребенка

Непрочитанное сообщение Марина55 » 22 май 2020 13:39

Если ребёнок невнимателен, легко отвлекается, плохо запоминает информацию, не может сосредоточиться, плохо говорит или испытывает трудности с проявлением эмоций, то речь может идти о возможном нарушении когнитивных функций. Как проявляются когнитивные нарушения у детей? Каковы причины, признаки и симптомы нарушения когнитивных функций у ребёнка? Что делать, если ребёнок плохо читает или вовсе отказывается читать, не понимает цифры и математику, не может адекватно выразить свои чувства? Как определить нарушение когнитивных способностей и когда стоит обратиться к специалисту? Как помочь ребёнку развить когнитивные способности и справиться с когнитивными нарушениями?

В медицинской практике когнитивные нарушения у детей, в зависимости от величины из проявлений, подразделяют на три вида: лёгкая, умеренная и тяжелая степень.

При лёгком когнитивном нарушении проявления будут незначительными и только в одном из когнитивных аспектов (возможно ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решении каких-либо задач).
При умеренном когнитивном нарушении проявляются ухудшения сразу нескольких когнитивных функций.
При тяжёлом когнитивном нарушении очевидны серьёзные проблемы с восприятием окружающей действительности. Наблюдается значительное количество симптомов когнитивных нарушений. Тяжёлые когнитивные нарушения проявляются в более зрелом возрасте или на фоне заболеваний.
Также когнитивные нарушения можно классифицировать в зависимости от механизма их возникновения:

органические — к их возникновению приводят патологические нарушения в работе головного мозга (например, поражения мозга, травмы или инфекционные/генетические заболевания), и нарушения могут приобрести необратимую форму;
функциональные — проявляются в период высоких умственных, психических нагрузок и носят временный характер;
нейрокогнитивные — нарушения свойственны для органических психических расстройств.
Признаки когнитивных расстройств у детей могут начать проявляться в самом раннем возрасте. Существуют специальные методики оценки и диагностики когнитивных способностей. Они используются профессионалами при проведении диагностических работ.

Но на что же обратить внимание родителям? Обратите внимание на :

— задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения — ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр. ;

— слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр);

— недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр);

— развитие речевых функций у ребёнка. Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, — это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;

— ориентирование ребёнка в пространстве ( понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);

— связанность изложения своих мыслей;

— понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр. ;
Марина55

 
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 10 май 2019 08:19


Вернуться в Дошколята

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1